Цивилопедия
Advertisement
Цивилопедия

noicon

Египет — держава в игре Civilization V.

География[]

Судьба Древнего Египта напрямую связана с Нилом. Его протяжённость составляет примерно 6700 км, и это одна из самых длинных рек планеты. Египет занимал северную часть долины Нила - протяжённую узкую плодородную область, ограниченную с обеих сторон суровой африканской пустыней. И хотя территория египетского государства простиралась далеко на запад и на восток, большинство этих земель представляли собой бесплодную пустыню. Именно поэтому большинство египтян селилось вдоль реки.

До строительства плотин в ХХ веке Нил ежегодно разливался, и его воды затопляли долину. Вода орошала и удобряла поля, и засуха означала голод и бедствие для всей страны. Именно на Ниле, занимаясь рыболовством, египтяне создали свои первые лодки.

К северу от Египта находится Средиземное море. Его относительно мягкий климат благоприятствует путешествиям и торговле со всеми народами, обитающими на его берегах.

История[]

Немногие державы оставили настолько глубокий след в истории человечества, как Египет. Он зародился на берегах Нила около 5000 лет назад, что делает египетскую цивилизацию одной из древнейших на планете. Именно Египет считается родиной письменности - она возникла около 3000 лет до нашей эры. С помощью сложных математических формул египетские жрецы с большой точностью рассчитывали передвижение планет по небу. И, конечно же, египтяне были величайшими архитекторами древности. Они создавали величественные храмы и изваяния, которые восхищают нас по сей день.

Происхождение[]

По всей видимости, первые поселенцы появились в долине Нила примерно в 7000 году до н.э. Сюда их привела перемена климата, превратившая окружающие реку плодородные земли в пустыню. К 5000 году до н.э. люди в поселках у реки занимались земледелием, и благодаря избытку зерна население долины Нила росло. В погребениях того периода находят глиняную посуду, медные украшения, бусы и косметику - всё это свидетельствует о значительном богатстве местных жителей и о том, что у них было достаточно свободного времени.

Увеличившееся благосостояние позволило египтянам содержать постоянное войско, с помощью которого они начали завоёвывать соседние народы. Примерно к 3000 году до н.э. Египет стал единым государством. Первым царём, упоминаемым в исторических записях, был Менес. Именно он основал Мемфис и, вероятно, приказал провести обширные ирригационные работы. Он же стал основателем Первой династии, которая продержалась у власти два столетия.

Раннее царство[]

Эпохи Первой и Второй династий обычно объединяются под названием Раннединастический период, который длился примерно с 3100 года до н.э. по 2600 год до н.э. В это время Египет расширил своё влияние на юг долины Нила, а также на восток и запад вдоль побережья Средиземного моря.

Древнее царство[]

Этот период охватывает примерно 2600-2100 годы до н.э. Период Древнего Царства более всего известен тем, что именно тогда были созданы пирамиды - гробницы фараонов. Египетские суда ходили по Средиземному и Красному морям, продавая зерно, пряности и ливанский кедр, а также предметами роскоши вроде мирры, эбенового дерева и золота. Период Древнего Царства закончился суровыми засухами. Они привели к падению центральной власти, которая к тому времени была ослаблена коррупцией и гражданской войной.

Последующие периоды[]

Вслед за этим последовал Первый переходный период, затем Среднее царство, за ним - Второй переходный период, период Нового царства, Третий переходный период и Позднее царство. В течение всего этого времени (примерно с 2100 года до н.э. по 600 год до н.э.) Египет несколько раз распадался и вновь объединялся под единой властью, периоды войн и междоусобиц сменялись эпохами мира и процветания. Внешние враги нападали на Египет, когда он был ослаблен, а когда он был силён, фараоны расширяли свои владения.

В 525 году до н.э. Египет захватили персы, контролировавшие страну до 332 года до н.э., когда в Египет пришёл Александр Македонский. После смерти Александра греки основали в Египте династию Птолемеев.

Птолемеи умело управляли страной, и их династия не прерывалась вплоть до смерти Клеопатры VII в 30 году до н.э. Её самоубийство ознаменовало собой конец правления фараонов и начало совершенно нового периода, когда Египет несколько столетий оставался провинцией Рима и Византии. В 643 году его завоевали арабы, и с тех пор Египет постоянно находился под чужеземным влиянием (арабов, османцев, французов и англичан). Только после окончания Первой мировой войны британское правительство, уставшее от заморских конфликтов, наконец даровало ему независимость. С 1922 по 1952 годы Египет казался самым удачным примером конституционной монархии. Но внутри назревала революция. По иронии судьбы, именно военный переворот 1952 года под руководством Гамаля Абдель Насера превратил Египет в островок спокойствия посреди бурного Ближнего Востока.

Искусство и культура[]

Мастерство древнеегипетских архитекторов практически не имеет себе равных в истории человечества. Египтяне также были великолепными скульпторами - они создали множество изваяний фараонов и богов. Кроме того, они создавали прекрасные и изящные украшения из золота, драгоценных камней и драгоценных металлов, многие из которых впоследствии были найдены в гробницах и склепах. Древнеегипетское искусство по большей части было связано с темами погребения и загробной жизни. Впрочем, возможно, так только кажется современному зрителю, потому что большинство дошедших до нас произведений искусства было обнаружено именно в гробницах.

Религия[]

Религия играла важнейшую роль в древнеегипетском обществе. Пантеон египетских богов очень велик, а мифология довольно сложна. Фараон считался одновременно богом и человеком, обращавшимся к богам по просьбе его подданных. Жрецы одновременно исполняли и обязанности светских чиновников. Похоже, древние египтяне даже не задумывались о том, что государство можно отделить от религии. Они были убеждены, что праведных людей ждет загробная жизнь, верили в колдовство и магию. Многие историки полагают, что древние египтяне воспринимали пирамиды как врата в мир богов для тех, кто в них похоронен.

Краткий обзор[]

В нескольких абзацах невозможно дать хоть сколько-нибудь полное представление о древней цивилизации, история которой насчитывает 5 тысячелетий. В период своего расцвета Египет был обширной и могущественной империей. Его научные и культурные достижения заложили основу современной цивилизации. Величайшие архитектурные творения Египта восхищают наших современников точно так же, как и людей древности - 4000 лет назад.

Интересные факты[]

  • Египтяне первыми из всех народов стали делать вино.
  • Согласно некоторым древним мифам пчёлы появились на свет из слез бога солнца Ра.
  • Египетские рабочие провели первую известную в истории забастовку.
  • Первый официально задокументированный мирный договор подписан между правителем Египта Рамсесом II и правителем Хеттского царства Хаттусили III.
  • Вопреки распространённому мифу, неизвестно, как Сфинкс потерял свой нос. Есть рисунки, на которых Сфинкс изображён уже без носа в 1737 году, за 60 лет до того, как Наполеон попал в Египет. Единственным человеком, о котором достоверно известно, что он бил Сфинкса по носу, был служка Саим аль-Дар, которого за это казнили в 1378 году.
  • Также вопреки расхожему мнению обнаруженные во время раскопок скелеты говорят о том, что по крайней мере некоторые строители пирамид были египтянами, а не иноземными рабами; кто-то постоянно работал на фараона, другие были крестьянами, которые занимались строительством в свободное от работы на полях время.