ФЭНДОМ

Македония — держава в игре Civilization VI.

Игровое описание Править

По легенде, бытовавшей в Древней Греции (и больше почти нигде), Македония была основана выходцами из Аргоса, которые постепенно заселяли земли вокруг горы Бермион. Один из первых поселенцев, Пердикка, считается первым царём Македонии и основателем династии Аргеадов. На самом же деле, скорее всего, первыми македонцами были непохожие ни на эллинов, ни на фракийцев, ни на иллирийцев варвары с севера, которым удалось найти клочок земли, пригодный для выпаса коз.

Нам известно, что правление Карана – первого в истории царя македонцев – началось в 808 году до н. э. Точные данные отсутствуют, но в течение следующих трёх столетий жестокие и беспощадные македонцы захватили Пиерию и Ботиэю, перешли Аксий, завоевали Мигдонию и Анфем, изгнали племена эордов и алмопов и, в конце концов, заняли всю территорию между Фракией и Фессалией. К несчастью, внезапное вторжение персов в Грецию положило конец золотому веку македонских побед.

Македонцы мудро отказались от сопротивления и подчинились персам в 492 году до н. э. Им было позволено сохранить свои законы, обычаи и правителей. Александр I Филэллин сыграл незначительную роль в войне на стороне персидского царя Ксеркса, а после изгнания персов вернулся к обычному для своей семьи занятию – завоеваниям. Пали Крестония и Бизалтия, влияние Македонии распространилось на восток почти до реки Стримон. Горные македонские племена – линкесты, элимиоты и другие – были покорены и обложены данью, но сохранили своих правителей.

Несмотря на все различия, македонцы в V веке до н. э. постепенно втягивались в раздоры между полисами южной Греции. Македонская дворцовая культура ближе к микенской, чем к эллинской, а в греческих полисах действовали аристократические и демократические государственные институты. Пердикка II (сын Александра I Филэллина) в свободное время занимался тем, что пытался разжигать конфликты между Спартой и Афинами. Он создал собственный Олинфский союз с участием соседних греческих колоний, а в Пелопоннесской войне переходил с одной стороны на другую каждый раз, когда подобное вероломство сулило хоть какую-то выгоду.

Следующий тиран – незаконный сын Пердикки Архелай – превратил Македонию в экономический центр региона и заложил основы будущей военной мощи. Он построил дороги и крепости по всему царству. Поскольку «варварам»-македонцам был закрыт доступ к участию в Олимпийских играх, Архелай учредил альтернативные состязания. Он прививал своему народу вкус к греческой литературе и даже принимал у себя во дворце склочного драматурга Еврипида. К несчастью, Архелай отличался подлым и распущенным нравом. Он пал, как предполагают, от рук одной из жертв его похоти.

С убийством Архелая в 399 г. до н. э. начался длительный период «беспорядков» – как внутренних, так и внешних. Линия наследования пресеклась, и царский дворец стал ареной заговоров и убийств, а тем временем по всей Македонии свирепствовала, по-видимому, непрекращающаяся гражданская война. Появлялись многочисленные претенденты на трон, их поддерживали то иллирийцы, то фиванцы, то лакедемоняне, то даже афиняне. Ещё немного – и Македония исчезла бы без следа в водовороте истории, а её остатки растащили бы алчные соседи, если бы царь Аминта III не восстановил порядок.

У Аминты было три сына. Старший, Александр II, решал проблемы Македонии посредством экспансии. Он вторгся в северную Грецию, разместил македонские гарнизоны в городах Фессалии и отказался выводить их оттуда. К несчастью для Александра, фиванцы в конце концов вынудили его вывести войска и взяли заложником его брата. После смерти Александра II на трон взошел Пердикка III… Он умудрился потерять 4000 македонцев в битве с иллирийцами, и сам в ней погиб. Малолетнего наследника Пердикки ловко отстранил от власти третий сын Аминты, Филипп II… Это был переломный момент в мировой истории.

До воцарения Филиппа II в 359 году до н. э. македонские цари отличались, прежде всего, безрассудной отвагой, а также коварством в дипломатических отношениях. Филипп добавил к этим двум качествам военный гений, взявшись за возрождение былой воинской славы македонцев, что было нелёгкой задачей ввиду недавних событий. Помимо отстранённого малолетнего племянника, было ещё по меньшей мере пять претендентов на македонский трон, двое из которых опирались на поддержку иностранных армий. Иллирийцы, воодушевлённые победой над Пердиккой III, вторглись в Македонию и оккупировали большую часть западных провинций. На севере и востоке бряцали оружием Пеония и Фракия.

Филипп потратил два года на реорганизацию армии и военные реформы. Он внес немало изменений в строй и тактику гоплитов. Среди прочих мер, он удлинил копьё и уменьшил размер щита. Он создал тяжёлую кавалерию («гетайры») и увеличил число передовых отрядов лёгкой пехоты. Добившись удовлетворительного результата, он стал использовать против своих врагов новую тактику «молота и наковальни». Он изгнал иллирийцев, затем напал на пеонов и, наголову разбив их армию, занял Пелагонию и южную Пеонию. Но он не собирался довольствоваться завоеванием ближайших соседей.

Пока афиняне были заняты Союзнической войной (357-355 г.г. до н. э.), Филипп осадил дружественный им Амфиполис. Взяв этот город, он захватил принадлежавшие Афинам Пидну и Потидею, а затем вторгся в прибрежные земли между реками Стримоном и Нестосом и дошёл до фракийских золотых рудников, которые вскоре стали приносить македонцам 1000 талантов в год.

После захвата Никеи, Китиния и особенно Элатеи афиняне решили принять меры против дерзких нападений Филиппа, но потерпели сокрушительное поражение от непобедимых македонских фаланг в битве при Херонее. Власть Македонии над Грецией была узаконена в 337 году до н. э. Коринфским конгрессом, на котором присутствовали все города-государства, кроме Спарты, которую Филипп предпочёл не замечать. После завоевания Греции Филипп обратил взгляд в сторону Персии, но… наткнулся на меч Павсания – одного из семи своих телохранителей – на свадьбе собственной дочери. Он погиб в возрасте 47 лет, проведя на троне почти половину жизни.

Сын Филиппа Александр III немедленно приступил к осуществлению планов отца по захвату Персии и создал величайшую из известных империй древнего мира. История жизни Александра Великого будет изложена отдельно, а здесь мы скажем лишь то, что его безвременная кончина прозвучала похоронным звоном для всей Македонии. Почти все заключённые Александром браки между знатными греческими и персидскими семьями были расторгнуты, греческие города-государства взбунтовались. Невесть откуда появились многочисленные претенденты на македонский трон.

После десятилетнего кровопролития, в 311 г. до н. э., был заключён мирный договор, по условиям которого каждый уцелевший военачальник оставлял за собой земли, которыми он уже владел, все греческие города получали независимость, а Кассандр – сын полководца Антипатра – назначался правителем Македонии до совершеннолетия сына Александра от Роксаны. В результате Роксана и юный Александр IV были убиты по приказу Кассандра, а сам он в 305 г. до н. э. объявил себя царём Македонии и основал династию Антипатридов.

Безвременная смерть Кассандра от водянки в 297 г. до н. э. привела к тому, что династию Антипатридов сменили Антигониды. В период династических междоусобиц вся страна погрузилась в анархию, остатки империи Александра окончательно разделились. Это продолжалось до тех пор, пока Антигон II не восстановил порядок в Македонии. При его наследниках македонцы вновь явили миру свою воинскую доблесть.

Но римляне оказались сильнее. Их легионы наголову разбили хвалёные македонские фаланги Филиппа V. В 168 году до н. э. его сын Персей был вынужден вступить в безнадёжный бой с римлянами близ Пидны, после которого побеждённый царь бежал в Самофракию, прихватив с собой почти всю македонскую казну – 6000 талантов. Завоёванное царство римляне разделили на четыре провинции и обложили их налогом, вдвое меньшим, чем при македонском царе. Как следствие, мало кто протестовал против утраты Македонией независимости.

Трейлер Править

Civilization VI – Македония. Первый взгляд (англ

Civilization VI – Македония. Первый взгляд (англ.)