ФЭНДОМ

Рамкамхенг (тайск. พ่อขุนรามคำแหงมหาราช; Pho Khun Ramkhamhaeng) — лидер Сиама в игре Civilization V.

История Править

В 1279 году принц по имени Рамкамхенг взошел на трон маленького королевства Сукотай. За следующие двадцать лет его военный гений и тонкое дипломатическое чутье позволили ему расширить границы страны, сделав ее влиятельнейшим государством в юго-восточной Азии.

Ранние годы Править

Нам мало что известно о ранних годах Рамкамхенга. Его родителями были правители Сиама, король Си Индрадитья и королева Суенг. У него было две сестры и два старших брата, один из которых умер в детстве, а второй, Бан Муеанг, стал королем после смерти отца. Говорят, что Рамкамхенг учился у известного мудреца Сукатханты. 

Когда Рамкамхенгу было девятнадцать лет, он служил под началом отца, когда тот атаковал город Сукотай, который тогда занимали кхмеры. Эта победа настолько усилила власть короля, что, по сути, создала из Сукотая независимое королевство. Благодаря выдающейся храбрости, проявленной при штурме города, принц получил прозвище "Пхра Рам Хамхаенг", что значит "Рама Смелый". 

После смерти короля в 1257 году брат Рамкамхенга Бан Муеанг стал новым королем. Тот назначил Рамкамхенга правителем города Си Сат Чаналай. Двенадцать лет спустя Бан Муеанг скончался, и Рамкамхенг взошел на трон.

Король Рамкахенг Править

В период своего царствования Рамкамхенг расширил свое королевство на запад, присоединив Бирму, на восток, включив Лаос, и на юг до Малайского полуострова. Король был тонким дипломатом, равно как и прекрасным полководцем. Многие земли вошли в состав конфедерации Сукотая добровольно. Рамкамхенг отнюдь не стремился к господству в юго-восточной Азии, скорее, он пытался создать прочные торговые и дипломатические связи с соседними королевствами. 

Большая часть информации о правлении Рамкамхенга дошла до нас благодаря каменной стеле, созданной в 1292 году, в конце его правления. Это первый дошедший до нас образец тайской письменности, и в нем говорится об умном и великодушном правителе.

Искусство и культура Править

Рамкамхенг был ревностным сторонником буддизма. Кроме того, тайское искусство при его поддержке достигло особенных вершин, в частности, в отношении бронзовой скульптуры и керамики.

Вердикт истории Править

Сегодня Рамкамхенг считается великим лидером и первым правителем объединенного Сиама (нынешнего Таиланда). Правда, при этом следует помнить, что почти все, что мы о нем знаем, следует из надписи, сделанной им самим. Даже если бы у него были серьезные недостатки, он не стал бы вырезать их на камне (как и большинство современных лидеров). 

Тем не менее, существует множество независимых свидетельств того, что он создал великую империю, а его народ процветал. Это повод для гордости любого правителя.